Театральная компания ЗМ

Пресса

21 апреля 2014

Много масок не бывает

Алена Карась | «Российская газета»

Церемония "Золотой маски" в 20-й год ее существования прошла в Большом театре. Не в первый раз. Но в первый раз ее буквально вывернули наизнанку - зрители сидели не в партере, глядя на сцену, а ровно наоборот - со сцены глядя на роскошный золотой декор, на раму царской ложи, на плафон. Устроители церемонии как будто предложили профессиональному сообществу пристальнее вглядеться туда, где сидит публика. Впрочем, на этот раз в партере была не публика, а оркестр, пустой зал и то и дело пересекающие его "вручанты". Статус "вручантов" был порой столь высок, что хотелось чествовать их едва ли не больше самих лауреатов. Когда на сцену один за другим выходили Дмирий Черняков (чтобы поприветствовать оперную номинацию), Марат Вазиев и Мария Александрова - чтобы отметить современный танец и балет, художественный руководитель классической "Комеди Франсез" Мюриэль Майет и режиссер Ромео Кастелуччи, ставший едва ли не самым спорным и провоцирующим европейцем для российской публики последнего десятилетия.

Масок было так много (только "За выдающийся вклад" их вручили семь - в том числе Олегу Басилашвили, Марку Захарову и Нине Ургант), что церемонию пришлось сделать сухой и деловитой, без всяких номеров и концертных вставок, но даже в таком виде она продолжалась три часа (режиссер церемонии - Дмитрий Белов, художник - Зиновий Марголин), изрядно утомив всех.

Драматическое Жюри во главе с режиссером Адольфом Шапиро было в основном чуждо всяким "трендам", продемонстрировав умеренную консервативность и свободу от разного рода прессингов. Лучшим спектаклем (вопреки ожиданиям многих) назвали не "Евгения Онегина" Вахтанговского театра (его создатель Римас Туминас получил приз как лучший режиссер 2013 года), и не "Добрый человек из Сезуана" Юрия Бутусова, собравший большее количество аплодисментов (вот кого любит московская театральная публика!), а спектакль Льва Додина "Коварство и любовь". По словам одного из членов жюри, эта работа мастера показалась им столь новой и современной по языку, что они не могли ее не оценить.

В малой форме лучшим назвали спектакль театра, совсем редко попадавшего в какие-либо номинации - "Вассу" Зеленоградского "Ведогонь-театра" в постановке Анатолия Ледуховского. Как безусловные были, кажется, восприняты лишь "женские" номинации. Овациями встретила публика Эру Зиганшину, получившую приз за роль второго плана (Бабушка) в спектакле Валерия Фокину "Литургия Zero", а так же Александра Урсуляк за заглавную роль "Доброго человека из Сезуана". Маска за лучшую мужскую роль досталась прекрасной работе Алексея Верткова (Венечка в "Москва-Петушки" Сергея Женовача и его СТИ), при том, что в его номинации был и Сергей Маковецкий (Онегин), и Сергей Курышев с потрясающим монологом доктора Стокмана в додинском "Враге народа", и Антон Шагин, поразивший многих в роли Алексея Ивановича ("Литургия Zero"). Был там и Игорь Миркурбанов, очень ярко и бесстрашно сыгравший Лорда в "Идеальном муже" Константина Богомолова. Спектакль, вызвавший громкий скандал в конце прошлого года в результате действий "православных активистов", получил приз критики, проявившей редкое за последнее время единодушие.

Специальным призом драматическое жюри, работавшее в духе "просвещенного консерватизма" все же отметило яркую и содержательную работу молодого режиссера Тимофея Кулябина "Онегин" ("Красный факел", Новосибирск), которая могла бы вызвать резкие оценки новейших пуристов и борцов "за верность классике".


Мнение эксперта


"Маска" поддержала приметы нового

Лариса Барыкина, председатель Экспертного совета музыкального театра национальной театральной премии "Золотая маска"

В честь 20-летнего юбилея Национальной премии торжество решено было сделать необычным. Всех театралов - артистов, постановщиков, директоров, критиков - усадили прямо на сцену главного театра страны, оставив небольшой ее кусок для выхода ведущих и награждаемых. Так, роскошный зрительный зал исторической сцены Большого театра стал главной декорацией всего действа, а "намоленность" места придала происходящему необходимую статусность, и даже сакральность.

После номера "Призрак оперы" (мировые солисты известного мюзикла пели его из всех главных лож театра!) и небольшого вступительного слова Гендиректора "Маски" Марии Ревякиной церемония награждения шла в быстром темпе уже без музыкальных пауз. На них просто не было времени, ведь юбилейная "Маска" выдала рекорд по всем статьям: количеству просмотренных экспертами спектаклей - 767, из которых на фестивале показали 62, и общему количеству номинаций - 170. Волнующей и трогательной кульминацией церемонии стало награждение наших театральных легенд Олега Басилашвили, Марка Захарова, Нины Ургант и других, общим числом восемь - "за выдающийся вклад".

Само действо неожиданно стало серьезным аргументом в опровержении известного недавнего тезиса "Россия не Европа". В качестве "вручантов" на сцену выходили выдающийся итальянский режиссер Ромео Кастелуччи и директор "Комеди Франсез" Мюриэль Майетт, российский оперный режиссер, работающий ныне по всему миру, Дмитрий Черняков и директор балетной труппы La Scala Махар Вазиев. А "получантами" оказывались ведущие фигуранты российского театрального процесса, среди которых немало европейцев: литовец Римас Туминас, латыш Айнарс Рубикис, легендарный эстонский дирижер Эри Клас, англичане Ян Латам-Кениг, Энтони Макдональд… Российский театр, особенно музыкальный, находится в европейском контексте, систему прочных связей и сообщающихся сосудов не так-то просто отменить.

Абсолютным триумфатором в разделе музыкального театра - 4 "Маски" - вышел Екатеринбургский балет, всего-то второй раз за свою историю участвующий в конкурсе. В опере, благодаря "Евгению Онегину" Жолдака лидировал Михайловский театр (3 "Маски"). Столько же в общей совокупности у Большого театра, а новосибирская опера благодаря "Мессе", и компания "Стейдж Энтертейнмент" благодаря мюзиклу "Русалочка" - имеют по две. Среди получивших по одной награде - московские театры "Новая опера", Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, театр Бориса Покровского, питерский проект в современном танце. Подробные результаты можно посмотреть здесь.

Как всегда с чем-то можно не соглашаться, и мне, к примеру, искренне жаль оставшейся без награды пермской "Свадьбы Фигаро", сделанной с курентзисовским перфекционизмом. Правда, один из спецпризов получил блистательный Максим Емельянычев, музыкант и дирижер оркестра MusicaAeterna, в чьем ведении была суперважная партия хаммерклавира. Оказался совсем не замечен беспощадно-актуальный "Борис Годунов" Александра Тителя в Екатеринбургской опере. И, что уж совсем странно, мимо наград пролетела мировая премьера "Левши" Родиона Щедрина в Мариинке. Среди балетов на внимание могли рассчитывать ММАТ с Килианом, Пермь с Форсайтом и Мариинка с Ратманским. Конечно, особую роль сыграло качество фестивальных показов, несколько из них - и это грустная традиция фестиваля - провалились на чужих площадках, некоторым год проката не пошел на пользу.

Но в целом, итоговое решение в разделе музыкального театра отличается внятной логикой и бескомпромиссностью. Жюри не стало, как в былые годы, руководствоваться принципом "больше двух "Масок" - в одни руки не давать". Не наступило на одни и те же грабли, когда создатель лучшего спектакля почему-то не оказывался лучшим постановщиком. И нельзя не заметить в этом решении ясного акцента, который меня, например, радует необыкновенно, ибо "Маска" как конкурс замышлялась с таким посылом, и Экспертный совет этим заветам старался следовать. Речь идет о принципиальной новизне, о серьезных художественных поступках, о создании нового театрального языка, обо всем, что двигает театральный процесс и в чем обнаруживаются его связи с современностью. Поощряется не просто умение профессионально "снимать", копировать, переносить и в который раз воспроизводить уже сказанное. В цене - креативность и создание нового. Следующий, уже XXI веку присущий виток развития пуантного танца, предложенный Вячеславом Самодуровым в "Вариациях Сальери" (Екатеринбург). Самый радикальный за последние годы жест балета Большого театра, сделанный совместно с первой леди российского contemporary dance Татьяной Багановой и художником Александром Шишкиным в "Весне священной". "Франциск" как новый взгляд на оперу, предложенный Сергеем Невским и командой Опергруппы. Симптоматично, что постановщик и великолепный артист Владимир Варнава в своем спектакле "Пассажир" (современный танец) обходит идолов классического балета москвича Сергея Полунина и питерца Леонида Сарафанова, а екатеринбургская прелестная балерина Елена Воробьева - всех остальных. Они получают Маски за роли, созданные "здесь и сейчас". В общем и целом, музыкальное жюри Национальной премии оказалось более смелым и передовым, чем драматическое, поощрившее очевидные достижения, но не отметившее свежих веяний в современном театре.



оригинальный адрес статьи