Театральная компания ЗМ

Пресса

25 апреля 2014

Екатеринбург - город танца

Алла Михалева | Газета «Московская правда»

Завершился фестиваль "Золотая маска"-2014. Пожалуй, таких предсказуемых и скромных результатов в разделе "балет/cовременный танец" давно не приходилось видеть.

Жюри проявило жесткую принципиальность, не поощрив "танцующую Россию" никакими утешительными призами, раздав "маски" в точном соответствии с количеством номинаций. Подобная скупость представляется вполне оправданной, так как нынешний фестиваль по части хореографических успехов и открытий был явно не богат. Лидер фестиваля - Екатеринбургский театр оперы и балета - определился почти в самом его начале. Два одноактных конкурсных балета - "Вариации Сальери" и "Cantus Arcticus" - поставлены главным балетмейстером труппы Вячеславом Самодуровым. Прекрасный танцовщик, в недавнем прошлом солист Мариинского театра, Голландского балета и Лондонского Королевского балета, оказался умным руководителем и талантливым хореографом. С его приходом труппа, можно сказать, заблистала и отлично справилась не только с его балетами, но и с одним из самых сложных для российских танцовщиков опусов - "Консерваторией" Бурнонвиля, со всеми заковырками датской балетной школы. За "Cantus Arcticus" на музыку финского композитора Эйноюхани Раутаваара Павел Клиничев удостоился титула "лучший дирижер". В свою очередь "Вариации Сальери" победили в двух номинациях - "Лучший спектакль" и "Лучший хореограф". По собственному признанию хорео-графа, опусы Сальери привлекли его тем, что "это настоящая придворная музыка - величественная, помпезная и... бессмысленная". Своим соображениям на этот счет балетмейстер нашел идеальное хореографическое воплощение. Танцовщики весело и со вкусом балансируют на грани пародии и серьезного танца, изящества и юмора, красивого и нелепого, классического движения и иронического к нему комментария. Но постепенно характер происходящего начинает меняться: ерничество и шутка уходят на второй план, движения теряют свою карикатурность, и спектакль выплывает в незамутненное пространство хорошего танца. Удостоенная премии как лучшая исполнительница, легкая, изысканная, техничная, с хорошим юмором Елена Воробьева также увезла свою "маску" в Екатеринбург вполне заслуженно.

Мужская же танцевальная "маска" отправилась в Петербург, и ее присуждение представляется не столь бесспорным. Владимир Варнава - один из постановщиков гротескного спектакля "Пассажир" и исполнитель одной из ролей - обошел и Леонида Сарафанова - Ромео (Михайловский театр), и Сергея Полунина - Рудольфа в спектакле Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко "Майерлинг". Соотнести эти работы по масштабу и сложности воплощения достаточно трудно. И это в очередной раз напоминает, что есть смысл номинацию "Лучший исполнитель" на территории хореографии развести по разным "цехам" - "современный танец" и "балет".

Лучшим спектаклем современного танца жюри признало "Весну священную" Большого театра в постановке Татьяны Багановой. Руководитель знаменитых "Провинциальных танцев", соединив в этой постановке артистов балета первой сцены страны и танцовщиков своей екатеринбургской труппы, поведала историю о поисках воды в некой пустыне, за сценографическое оформление коей удостоился "маски" художник Александр Шишкин. На премьере балет выглядел схоластичным и средне-арифметическим, что так нехарактерно для имеющей свой яркий почерк и создавшей свой танцевальный язык Татьяны Багановой. Возможно, к моменту фестиваля он наполнился жизнью или жюри решило поощрить хореографа за профессиональный подвиг. Ведь "Весну" ставили в спринтерские сроки, выручив театр, когда не-ожиданно балет отказался ставить другой хореограф. В результате, так или иначе, четыре из врученных танцевальных масок имеют если не прямое, то косвенное отношение к Екатеринбургу.



оригинальный адрес статьи