Класс театральной педагогики. Опера
Общая цель: популяризация среди учащихся и профессионалов средней школы оперы как актуального, открытого, быстро развивающегося жанра. Включение театра в образовательный процесс. Формирование заинтересованной аудитории оперного театра.
Мастерская адресована двум целевым аудиториям: учащимся общеобразовательных школ; учителям и другим профессионалам, работающим в сфере школьного образования и непосредственно взаимодействующим с учениками.
Мастерская включает два этапа:
Задача проекта в отношении учителей (1 этап) – способствовать формированию интереса к опере как средству обучения в рамках общеобразовательной школы, разработать методики преподавания оперы в общеобразовательной школе.
Задача проекта в отношении учащихся (2 этап) – способствовать формированию интереса к опере как жанру и профессиональной деятельности, предложить подходы к пониманию оперного спектакля, разрушить стереотипное понимание оперы как элитарного, неактуально, немодного или закрытого жанра, способствовать тому, чтобы опера стала частью досуга школьников.
Мастерская предоставит школьникам возможность познакомиться с историей оперы и организацией оперного театра, особенностями жанра и отдельных произведений на серии интерактивных мастер-классов, и главное, позволит им принять непосредственное участие в процессе постановки и исполнения произведений классического оперного репертуара.
Формат: лекции, мастер-классы, практические занятия. Постановка оперного спектакля.
Занятия будут носить интерактивный и практический характер, сопровождаться показами, живым исполнением, играми.
Ожидаемый результат:
- Учителя разработают под руководством куратора и преподавателей мастерской методики включения оперы в общеобразовательный процесс, подготовят театральный урок на материале конкретного спектакля.
- Учащиеся подготовят под руководством куратора и преподавателей мастерской постановку классического оперного спектакля и примут в нем участие в качестве зрителей и исполнителей одновременно.
Куратор: Наталия Анастасьева-Лайнер – режиссер, руководитель «Маленького мирового театра», режиссер оперного класса АХИ им. В.С. Попова, окончила ГИТИС.
Преподаватели:
- Илья Вашерук (дирижер, заведующий кафедрой музыкально-театрального искусства АХИ им. В.С. Попова, окончил Московскую консерваторию им. Чайковского).
- Вадим Каневский (Орф-педагог, музыкант, окончил МГИМ им. Шнитке).
- Екатерина Поспелова (Театральный режиссер, драматург, переводчик, автор проектов и литературных текстов, окончила ВТУ им. Щукина).
На всех этапах с участниками мастерской будет работать команда театральных профессионалов и студентов Академии хорового искусства им. В.С. Попова под руководством куратора мастерской.
Участие в мастерской – бесплатное.
Учителя получат официальные свидетельства об участии в мастерской.
Расписание первого этапа проекта
(для учителей)
28.03
Занятие в театре «Новая опера», проводят Наталия Анастасьева-Лайнер и Илья Вашерук
Тема: Как устроен оперный театр. Здание оперного театра внутри и снаружи. Зрительская часть. Волшебный мир кулис. Этикет, традиции, мифы и легенды оперного театра. Театральные профессии и технологии
+ Экскурсия по оперному театру
29.03
1 часть – Театрализованная лекция-концерт Вадима Каневского
Тема: История оперы. Как устроено оперное произведение и постановка
2 часть – Мастер-класс Екатерины Поспеловой с участием студентов Академии хорового искусства им. В.С.Попова
Тема: Моцарт. Волшебная флейта
Один вечер на неделе – посещение учителями оперного спектакля
04.04
1 часть – Обсуждение спектаклей
2 часть – Презентация и дискуссия
Тема: Международный опыт организации и проведения оперных образовательных проектов (Opera Domani, Италия; Reis Opera, Нидерланды; Орф-Институт, Австрия)
05.04
Практическое занятие
Тема: Обсуждение и разработка методик преподавания оперы в школе и интеграции оперы в образования процесс. Подготовка проектов школьных уроков на материале конкретных спектаклей
Поход в театр с учениками и реализация подготовленных проектов инициируются самими учителями. Однако организаторы мастерской готовы оказать всю необходимую поддержку в этом процессе. Кроме того, мы готовы обсуждать любые предложения относительно дальнейшего сотрудничества со школами.