Т.Е.О.R.Е.М.А.T.
Театр «TR Warszawa», Варшава
по сценарию Пьера Паоло Пазолини к одноименному фильму
Режиссер: Гжегож Яжина
Инсценировка и музыкальное оформление: Гжегож Яжина
Сценография: Магдалена Мачеевкая
Музыка: Яцек Грудзень и Петр Доминьский
Художник по свету: Жаклин Собишевски
Видео: Бартек Масиас
Драматург: Рита Чапка
Артисты:
Ян Энглерт – Паоло
Данута Стенка – Лючия
Катажина Варнке – Одетта
Ян Дравнель – Пьетро
Лидия Шнайдер, Ядвига Янковская-Чесляк – Эмилия
Себастьян Павляк – Гость
Рафал Мачковяк – Анжолино
Премьера состоялась 4 декабря 2008 года
Продолжительность 2 ч. 10 мин. без антракта
фотографии @ Stefan Okolowicz, Artur Rawicz, Kuba Dеbrowsk
Режиссер: Гжегож Яжина
Инсценировка и музыкальное оформление: Гжегож Яжина
Сценография: Магдалена Мачеевкая
Музыка: Яцек Грудзень и Петр Доминьский
Художник по свету: Жаклин Собишевски
Видео: Бартек Масиас
Драматург: Рита Чапка
Артисты:
Ян Энглерт – Паоло
Данута Стенка – Лючия
Катажина Варнке – Одетта
Ян Дравнель – Пьетро
Лидия Шнайдер, Ядвига Янковская-Чесляк – Эмилия
Себастьян Павляк – Гость
Рафал Мачковяк – Анжолино
Премьера состоялась 4 декабря 2008 года
Продолжительность 2 ч. 10 мин. без антракта
фотографии @ Stefan Okolowicz, Artur Rawicz, Kuba Dеbrowsk
Лидер нового поколения польских режиссеров Гжегож Яжина на прошлой «Золотой Маске» был со спектаклем «У нас все хорошо» по пьесе Дороты Масловской. Год спустя он привозит свою новую постановку «T.E.O.R.E.M.A.T.», в основе которой одноименный сценарий и фильм Пьера Паоло Пазолини.
В элегантной буржуазной гостиной, обставленной по моде шестидесятых, появляется таинственный гость. Его мерцающая сексуальность привлекает к себе по очереди всех членов семьи. В сыне связь с гостем пробуждает художника, в дочери – женщину, в матери просыпаются темные сексуальные инстинкты, и даже отец, фабрикант и политик, вступает в связь с незнакомцем. Таинственный гость исчезает так же неожиданно, как и появляется, оставив руины семьи, и шире – буржуазного общества.
Пазолини был левым интеллектуалом и сочувствовал коммунизму. В его картине служанка, первой павшая под действием чар таинственного гостя, называет его мессией, а фабрикант отдает свою фабрику рабочим и уходит в пустыню. У Яжины – иное. Его завораживающе красивый спектакль с балетной грацией движется между двумя точками: в зачине фабрикант уверенно отвечает на вопросы из зала об обществе, нравственности и религии. В финале он не в состоянии ответить ни на один.
Дополнительные коннотации спектаклю придает тот факт, что незнакомца играет Себастьян Павляк – Христос из «Вавилона» Майи Клечевской. Но Яжину, кажется, меньше всего занимает природа незнакомца, от Бога он или от лукавого. Коммунизм, видевшийся Пазолини в 1968 году сияющим будущим, для Польши – прошлое, о котором ей хочется поскорее забыть. А буржуазное настоящее уже не кажется, как еще лет двадцать назад, раем обетованным. Герой, который больше не имеет однозначных ответов (его играет известный польский актер Ян Энглерт), видится в спектакле Яжины образом самой сегодняшней Польши.
На Яжину оказывает влияние кинематограф в широком диапазоне: в прессе он упоминает «Бегущего по лезвию бритвы»; перенасыщенные цвета спектакля напоминают Питера Гринуэя; гигантский кролик-галлюцинация забредает из «Донни Дарко», а элитарный эстетский хоррор – чистой воды фильм Гильермо дель Торо.
Этот спектакль порой захватывающе прекрасен, временами странным образом соблазнителен, а иногда полон неожиданного юмора. В спектакле есть несколько редких моментов, когда акцент на стиле несколько оттесняет концепцию в тень, а идея слишком «передержана». Но эти моменты почти незаметны в работе, завораживающей как своей целью, так и тем, как она достигается.
портал OpenSpace о спектакле
В элегантной буржуазной гостиной, обставленной по моде шестидесятых, появляется таинственный гость. Его мерцающая сексуальность привлекает к себе по очереди всех членов семьи. В сыне связь с гостем пробуждает художника, в дочери – женщину, в матери просыпаются темные сексуальные инстинкты, и даже отец, фабрикант и политик, вступает в связь с незнакомцем. Таинственный гость исчезает так же неожиданно, как и появляется, оставив руины семьи, и шире – буржуазного общества.
Пазолини был левым интеллектуалом и сочувствовал коммунизму. В его картине служанка, первой павшая под действием чар таинственного гостя, называет его мессией, а фабрикант отдает свою фабрику рабочим и уходит в пустыню. У Яжины – иное. Его завораживающе красивый спектакль с балетной грацией движется между двумя точками: в зачине фабрикант уверенно отвечает на вопросы из зала об обществе, нравственности и религии. В финале он не в состоянии ответить ни на один.
Дополнительные коннотации спектаклю придает тот факт, что незнакомца играет Себастьян Павляк – Христос из «Вавилона» Майи Клечевской. Но Яжину, кажется, меньше всего занимает природа незнакомца, от Бога он или от лукавого. Коммунизм, видевшийся Пазолини в 1968 году сияющим будущим, для Польши – прошлое, о котором ей хочется поскорее забыть. А буржуазное настоящее уже не кажется, как еще лет двадцать назад, раем обетованным. Герой, который больше не имеет однозначных ответов (его играет известный польский актер Ян Энглерт), видится в спектакле Яжины образом самой сегодняшней Польши.
Елена Ковальская
На Яжину оказывает влияние кинематограф в широком диапазоне: в прессе он упоминает «Бегущего по лезвию бритвы»; перенасыщенные цвета спектакля напоминают Питера Гринуэя; гигантский кролик-галлюцинация забредает из «Донни Дарко», а элитарный эстетский хоррор – чистой воды фильм Гильермо дель Торо.
Хелен Шоу, журнал «Time Out New York»
Этот спектакль порой захватывающе прекрасен, временами странным образом соблазнителен, а иногда полон неожиданного юмора. В спектакле есть несколько редких моментов, когда акцент на стиле несколько оттесняет концепцию в тень, а идея слишком «передержана». Но эти моменты почти незаметны в работе, завораживающей как своей целью, так и тем, как она достигается.
Софи Горман, газета «The Irish Independent»
портал OpenSpace о спектакле